Маленькое белое платье
Мы продолжаем волшебное путешествие в историю детской моды:

Если бы мы с Вами, дорогой читатель, жили во второй половине XVIII века, перед нами стоял бы серьезный вопрос: как же правильно одевать младенцев до трехлетнего возраста и девочек постарше? В прошлом очерке рассказывалось о том, как постепенно усложнявшаяся одежда и нефизиологичный подход к взращиванию ребенка подвергались все большей и большей критике со стороны ученых. Эпоха Просвещения провозгласила новые идеалы во всех областях жизни. Строение общества и строение человека – все должно было стать новым, невиданным доселе, и детская одежда, как один из элементов формирования личности, сыграла в процессе Просвещения нешуточную роль.
«В каждом ребенке заключена великая сила Природы, – твердили просветители от Джона Локка до Жан-Жака Руссо, – и задача родителей не погубить эту силу, но дать ей развиться, поддерживая и направляя». Необходимо было избавиться от жестких шнуровок и корсетов, от тесных футляров модных нарядов.

Идеи просветителей нашли, наконец, широкий отклик в обществе. По всей Европе и в Америке появлялись семьи, нарушающие устоявшиеся традиции воспитания, отдавая предпочтение новым теориям.
В начале плодов Просвещения вкусили мальчики, облачившиеся в первый в истории модный детский костюм «скелет». Но такой костюм даже они могли носить не ранее трех-, четырехлетнего возраста, когда уменьшался риск мгновенной порчи недешевой в те времена ткани. А что же делать тем, кто еще не может позволить своему чаду облачиться в штаны?
Тут-то на смену старым формам костюма для младенцев и девочек приходит маленькое белое платье из муслина. Этот вид ткани был завезен в Европу из стран Ближнего Востока в конце XVII века. Его основные характеристики полностью отвечали требованиям к новому типу одежды. Муслин был белым, что соответствовало античным идеалам и говорило о чистоте и непорочности детства. Муслин был легким, что позволяло не перегревать ребенка, а, наоборот, способствовать его движению, побуждая к активным играм.
На длительное время дети были избавлены от корсета. Белое воздушное платье, перехваченное под грудью цветной лентой, на несколько десятилетий стало идеалом детской одежды.

Таким образом, в 60-ых годах XVIII-го столетия появилось четкое разделение в одежде не только на мужскую и женскую, но и на сугубо детскую и взрослую. В то время как дамы носили сложные наряды и прически, дети проходили этапы постепенного взросления в одежде. Словно таинственным обрядом инициации стало для детей изменение костюма. Прощаясь с одеждой младенца, девочка получала сначала детское платье, затем подростковое, пока, наконец, могла с полным правом надеть взрослый костюм. Сосуществование нескольких типов костюмов, бытовавших в один временной период, нашло отражение и в живописи. На многочисленных семейных портретах мы можем видеть все типы детского костюма – от младенческого платья и «скелета» до подросткового и взрослого костюма.
Постепенно границы периода ношения муслинового платья расширялись. Теперь девочка до десятилетнего возраста не знала тугой шнуровки корсета, т.к. завышенная талия муслинового платья позволяла фиксировать корпус лишь цветным кушаком. Немецкая путешественница, посетившая в 80-ых годах одну из лондонских школ для девочек, писала: «Все они встали и поклонились. Одеты они были в белое, и только их ненапудренные темные волосы, а также зеленые, красные, голубые, фиолетовые, отливающие различными оттенками кушаки нарушали спокойное великолепие белого цвета…».
Но в некотором роде взросление означало для девочки определенную потерю свободы. Элизабет Хэм так описала свое преображение, случившееся в 1793 году: «Первые изменения в моей внешности произвел корсетный мастер. Я стояла на стуле у окна, а человек обмерял меня для конструкции, которая, с учетом моего юного возраста, должна была называться полукостяной. Тем не менее, первый день в корсете был настоящим адом, и я усомнилась в том, что преимущества хорошей фигуры стоят этого наказания».
К концу 18-го века впервые в истории моды произошел любопытный переворот. Если раньше именно взрослая одежда являлась той основой, тем идеалом, к которому родители постепенно приучали своих детей, вводя их во взрослый социум, то теперь детская одежда стала влиять на облик костюма, олицетворяющего эпоху. Отчего так произошло? Во многом это соответствует особенностям человеческой психики. Каждый ребенок стремится стать взрослым, но многочисленные уроки, которые он усваивает в детстве, становятся моделями поведения не на короткий период в жизни, а на всю жизнь целиком. Это правило касалось и одежды. Так в мужском костюме на смену бриджам-кюлотам пришли длинные брюки. И если в этом примере еще можно усмотреть влияние Французской революции, т.к. подобная одежда была популярна у простолюдинов и всегда противопоставлялась одежде аристократов, то пример преобразования женского костюма говорит о том, что именно детская одежда стала источником вдохновения для законодательниц мод конца XVIII столетия. Именно в муслиновых платьях дамы нашли основу для различных вариаций на популярные античные темы, которые можно было воплотить в своем костюме. Вышло так, что девочка, рожденная в 1780-ых годах, росла вместе со своим детским платьем, ибо именно оно стало предвестником новой взрослой моды эпохи, получившей название «Ампир».

Продолжение следует....
Анна Литвина-Семенова
Самые страшные злодеи по версии девочек
Мы задали вопрос 81 девочке от 2,9 до 11 лет, и вот что у нас получилось:
Ох уж эти Девочки! В отличие от трезвомыслящих мальчиков, они считают злодеями противных пауков и сказочных Бармалеев, а не реально существующих бандитов.
Самый философский ответ: я! (Мила, 3 года)
Самый оригинальный ответ: вот когда ног нет, это действительно самое-самое страшное. (Настя, 4,5 года)
Страшных ответов, как у мальчиков, мы не нашли. Крокодил? Волк? Ха-ха! Куда им до Врага Бога и Рыбы на человеческих ногах!
Из злодеев нового поколения были упомянуты: Волант-де-Морт, Гаргамэль, Трикс и Салливан.
Из привычных злодеев названы: Шапокляк, Соловей (видимо, Разбойник), Кащей, Крокодил.
Информация для самых пытливых с хорошим навыком счета в уме: Мы не смогли включить в инфографику все ответы в единичном экземпляре, поэтому в сумме сто процентов не получается. По всем вопросам обращайтесь на кафедру соцстатистики ближайшего к вам института социологии.