Глазами четырех
Курочка Ряба

Читая детям сказки, мы часто не задумываемся об их скрытом смысле. Мы наивно полагаем, что сказки - "это хорошо, на них все выросли, и придумывать ничего не надо". Но каждая сказка - это шифр, набор символов, значимых для культуры и передаваемых из поколения в поколение. Каждая сказка прочитывается и прослушивается сотни раз, ее текст отпечатывается в нашем подсознании на всю жизнь. О чём сказки на самом деле? Что именно записывается в нашем подсознании? И что понимаем мы - родители и дети? Мы придумали каждый месяц брать известную сказку и отдавать ее на разбор психологу, фольклористу, маме-папе и ребенку.
Курочка Ряба - это сказка, с которой начинается книжное детство у всех русских детей. С неё начнем и мы. Всего десять предложений, которые каждый знает наизусть. Но что за сюжет: Пожилые люди по очереди пытаются разбить золотое яйцо, возникшее без объяснений. Маленькая мышка случайно разбивает яйцо, отчего дед и баба рыдают, как дети. Говорящая курица утешает их, обещая подарить им простое яйцо взамен золотого.
Анна Ефимкина, лингвист и психоаналитик:
Сразу приходит в голову параллель с ситуацией из детства:
Ребёнок видит красивую, нарядную, блестящую ёлку, тянется к ней и снимает с ветки волшебный зеркальный шар. Он понимает, что это игрушка, но ещё не осознает её символического значения и хрупкости. Ведь до этого он имел дело с другими игрушками. Увлекшись игрой, он разбивает шар и бросается в рёв! Мать утешает: «Куплю тебе простых игрушек, новых, хороших, будешь играть!» Но опыт получен, и слезы отчаяния ребёнка, своими руками разрушившего сказку, – цена за приобретенное знание: есть вещи прикладные, а есть сакральные. Ёлочные игрушки – символ Нового года, они не для игры.
Так происходит своеобразная инициация, прикосновение к чуду, к нуминозному аспекту бытия. В сказке представлены три субличности, которые есть в каждом из нас: мышка – ребёнок, бездуховное начало, бабка-дедка – взрослый, прошедший инициацию, курочка Ряба – родитель, обучающий неразумное дитя.
Теперь ребёнок знает, что есть вещи «для красоты». Красота здесь – не утилитарная, а духовная составляющая бытия, являющаяся для человека взрослого такой же полноправной частью жизни, как и потребности витальные. Это заражение культурой, по значимости такое же грандиозное, как и первородный грех Евы и Адама, съевших плод с древа познания. Вечный миф, тиражируемый на самых разных уровнях фольклора. Ребёнок же в самом начале этого пути от неразумного к разумному, от животного к духовному.
Ольга Комракова, фольклорист:
«Курочка Ряба» - классический пример кумулятивного сюжета, где события развиваются по принципу снежного кома, нарастая каждый раз новыми подробностями. Изначально сюжет сказки был более развёрнут, но с течением времени утратил часть событий и дошёл до нас уже в упрощённом виде. Вообще, фольклор вариативен и «Курочка Ряба» не исключение, поэтому существует множество вариантов, записанных в разное время в разных местностях. Аналогичные сюжеты есть и у белорусов украинцев, литовцев, поляков, словаков, сербов и других народов.
«Курочка Ряба» двойственна по сути: она и сказочна, и мифологична одновременно. Сказочная природа обусловлена описанием семейно-бытового аспекта, а мифологическая проявляется в символике. Яйцо – это олицетворение жизни, золото можно отнести и к атрибутике солнца, и понимать как символ смерти, ведь в мифах золото и богатства, как правило, находятся в царстве мёртвых. Поэтому золотое яйцо можно трактовать как предвестник, знак смерти. Мышка – посредник между миром живых и мертвых, а Курочка Ряба – птица с пёстрым оперением – это ритуальный персонаж, связанный с загробным миром.
В сказке представлена древняя мифологическая модель вселенной, состоящая из трех миров: яйцо символизирует верхний мир (небеса), дед и баба – средний (земля) и мышка – нижний (преисподняя). Три мира взаимодействуют между собой и неотрывны друг от друга. Яйцо разбилось, но наступивший вследствие этого хаос (дед и баба плачут, курочка кудахчет) уравновешивается и гармонизуется силами другого мира (курочка снесла новое яичко) и вновь воцаряется порядок.
Академик РАН В.Н. Топоров видит в сказке существующий в мифологических представлениях многих народов мотив Мирового яйца. Мировое яйцо – мифопоэтический символ – космическое яйцо, из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила.
Владимир (папа, 40 лет, начальник производственного цеха)
Бабка и дедка хотели разбить яйцо, чтобы поделить его и продать, а потом купить что-нибудь. Мышка разбила его не так, как надо, и яйцо пропало зря. Сказку рассказывают всем детям, потому что у неё хороший конец, все счастливы. Мораль: "Не в деньгах счастье"
Миша, 4 года:
1. - Что произошло в сказке?
- Разбилось яичко, а его нельзя было бить, его надо было высиживать, чтобы цыплёнок вылез.
2. - Почему плакали баба и дед?
- Плакали потому, что цыплёнок не вылезет.
3. - Что ты понял из сказки?
- Не знаю, это сложный вопрос.
4. - Как надо поступать, а как не надо?
- Я понял, как не надо. Не надо бить яички, их надо высиживать. Если бы дед и баба отдали курочке яичко, она бы его высидела и привела бы к ним цыплёнка. А они ничего не поняли, вот и плакали в итоге.
Конец!

Boo! Платья - оригами
Удивительные платья шьет дизайнер из Сербии, которая прячется за именем Бу! (Boo!) Уверена, что вы раньше не видели ничего подобного, даже если постоянно следите за новыми тенденциями в детской моде. Сама дизайнер называет свои творения Минима. Они минималистичные, графичные, чистые в цвете и форме. Согласитесь, такие прилагательные никак не ассоциируются с детской модой. Но Бу! смогла найти и воплотить в жизнь компромисс между «взрослой» эстетикой и игровой сущностью ребенка. Ее платья очень лаконичны, но это лаконичность листа бумаги, из которого можно сделать что угодно. На ум сразу приходит сравнение с оригами, ведь оригами может быть как игрой, так и искусством одновременно.